Выбралась в кои-то веки в музей. В Пушкинский, на выставку прерафаэлитов, привезённую галереей Тейт, Лондон.
Ну это сказка, живая сказка.
читать дальшеКартины создают странное ощущение: в них одновременно много воздуха и они удивительно, невероятно подробны. Завитки волос, расыпанные по полу стружки, лёгкий шёлк и тяжёлый бархат, узоры на дорогих тканях, драгоценные камни, не то, что как настоящие, а живые, словно капли воды. Всё это светится изнутри, мерцает, переливается. Холщовая роба спящего дорожного рабочего сияет в последних лучах заката, как золотая риза священника, изумрудно-зелёные папоротники и тёмная медь опавшей листвы вокруг драгоценны. Одежды старинных рыцарей и дам казались бы кричащими в своей яркости, если бы их цвета были плоскими, а здесь глубина, игра, внутреннее движение.
Было очень интересно играть в угадайки. Если шекспировские и библейские сюжеты ещё более-менее явны (в том числе и наш дорогой Ариэль), то целый пласт романтической поэзии (английской, немецкой, итальянской), на который опираются эти работы, мне практически незнаком.
Очень понравился витраж со спящим Чосером. Ну спит себе счастливый человек под забором, вокруг шикарные сорняки, каждый из которых хочется вышить на парче золотой нитью. http://themouldoftime.blogspot.ru/2009/10/chauser-asleep.html
Женщины позднего периода меня потрясли. Сильные, уверенные в своей красоте и привлекательности, оправленные в драгоценные меха, ткани и металлы. Я нисколько не искусствовед, пыталась вспомнить что-то такое из нашего - Суриков? Кустодиев? Детали, сияние, но в наших красавицах больше скромности, меньше показного, агрессивного, что ли?
Впрочем, устоители выставки упирают на то, что эти картины современники считали авангардом и клеймили развратом.
Ещё, конечно, не могла не вспомнить там "Конец парада" и экзальтированную Эдит Дюшемин. Прерафаэлиты двигали своё искусство в массы, причём массы эти ограничились верхними слоями населения, так как предметы обихода оставались штучными предметами искусства, делались вручную. Например, вышитое вручную (я бы даже сказала, затканное) полотно метр на четыре с переплетающимся терновником, или огромный ковёр с "Дарами волхвов", тоже не машинный, тоже светящийся и невероятно подробный.
Хотелось остаться там навсегда, а в голове крутились вот эти стихи Пастернака http://rupoem.ru/pasternak/davaj-ronyat-slova.aspx
Я оттуда еле ушла, поняла, что боюсь расплескать ощущение и не смогу пойти оттуда ни в какой магазин. Купила себе вместо кофточки выставочный каталог и разглядывала его на бульваре. По сравнению с картинами, репродукции статичны, на них легче изучать детали: собранные на полотне предметы, люди, узор ковра, какое-нибудь мелкое движение, поворот головы. Цвета на репродукциях сильно искажаются, сказка и внутренний свет пропадают, эти картины просто обязательно надо смотреть в живую.
Сижу и понимаю, как обычно, когда вижу чудо, хочется его повторить. Во всех смыслах. И ещё раз сходить туда, притащив с собой старшенького, и попробовать воспроизвести цветовую гамму, хотя бы в своих глупых фенечках...
Каталог стоит 1200, а так ещё бесплатно дают маленький проспектик с планом выставки, репродукциями и небольшими комментариями.
это билет вообще на весь главный корпус
Угу, это у них стандартная практика.
Прерафаэлитов в массы!
И вообще, прерафаэлиты в Москве до 22 сентября, бог даст, вам оказия подвернётся )