Одна из тех вещей, вязать под которые оказалось практически невозможно: там такая картинка, что от неё не отлипаешь и следишь очень внимательно, чтобы ничего не упустить.
Предыдущую версию экранизации этой книги, тоже чёрно-белую, только с оттенком сепии, видела сто лет назад. Помню, что не понравилось и не запомнилось ничего, кроме очереди к палачу, где не то, что не пытаются бунтовать или бежать, просто устали от ожидания, и что там эти впереди стоящие так отвлекают палача, занялся бы уж скорее нами...
Основные мысли во время просмотра - грязь, скученность, отягчённая наследственность, возведённое в норму сумасшествие. Какой-то безумный карнавал босховских персонажей. В этом море мелькают редкие человеческие лица, напоминающие мне почему-то фразу одного из востоковедов о том, что Ким Чен Ир один из немногих в своей стране получал с детства нормальное питание и медицинское обслуживание (за что купила, за то и продаю). Патология на патологии, патология физическая и психическая, патология морали. Выпущенные кишки в кадре, со всем натурализмом, я в российском кино могу только два фильма назвать с аналогичтой картинкой: "Ночевала тучка золотая" и "Бронепоезд". Дом - как хлев, где в повалку спят рабы, и хозяева, и скот, и там же хранятся запасы, блестящие от сала метры колбас, как синоним тех же кишок... Особый шок был от девушки Руматы. спойлер
Фильм достаточно отличается от книги, но это на удивление не раздражает, оттолкнувшись от мыслей Стругацких Герман создал собственный мир, продвигает собственные мысли.
Для меня этот фильм был в большой степени о том, что "сердце моё преисполнилось жалости к вам", даже не столько жалости, сколько любви: Румата не смог не привязаться к тем, кто рядом, кого "приручил", за кого "в ответе". Ну и о том, что средневековье не кончается никогда. А ещё мне страшно от того, тчо я словно заглянула в бездну: эти люди, которых Герман снимал, они же среди нас, и как они живут?